^ [Вверх]
Приказ Депсоцразвития Югры от 21.02.2017 № 155-р
Стандарты восстановительной медиации
Правила проведения примирительной процедуры с участием посредника (МЕДИАЦИИ)
Использование восстановительных технологий в работе с детьми
Сборник «Медиация ровесников в России»
Вестник восстановительной юстиции
Сборник «Досудебное сопровождение несовершеннолетних»
Сборник практическое руководство «Школьная служба примирения»
Сборник «Опыт работы школьных служб примирения»
О создании служб примирения в Нефтеюганском районе
Во всех общеобразовательных учреждениях Нефтеюганского района созданы службы медиации (примирения), направленных на реализацию технологий превентивного восстановительного подхода для разрешения конфликтов. Курирует работу служб примирения в школах Нефтеюганского района Ювенальная служба, совместно с территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Конфликты в школе были, есть и будут. Но от того, каким способом мы будем на них реагировать, зависит: усугубится ли они, станут «задавленными» и хроническими или найдут свое разрешение и помогут развитию участников конфликта.
В школе на нарушителей поведения (например, подравшихся) можно накричать, можно отправить их за родителями, к школьному психологу или «не заметить», но все эту будут воздействия «извне».
Возможные способы реагирования школы на конфликты и правонарушения:
• Обращение в полицию по поводу случившегося правонарушения;
• Требование возмещения ущерба пострадавшему;
• Встреча с участниками ситуации, на которой: выслушиваются стороны, по отношению к ним принимается административное решение, от сторон требуют примирения, а над нарушителем устанавливается более жесткий контроль;
• Избавление от правонарушителя: пересаживание на заднюю парту, перевод в другой класс, исключение из школы и т.д.;
• Сглаживание ситуации с целью избежать огласки и претензий активных родителей.
Дают ли эти способы возможность реально разрешить конфликт? Конфликт – это противостояние мнений, мотивов и сил. Поскольку каждый человек имеет свое мнение, то их столкновение неизбежно. Как говориться: «если у вас нет конфликтов – проверьте свой пульс». Поэтому конфликты были, есть и будут.
Итак, произошел конфликт. Что нам делать с нарушителем? Поставить на учет в полицию? С ним проведут профилактическую беседу. Это на какое-то время удержит подростка от дальнейших разрушающих действий, но не решит проблему. А значит, скоро все вернется на круги своя. Отправить в тюрьму подростка нельзя, но даже если такое происходит, то подросток в колонии проходит школу криминализации, возвращаясь «профессиональным» преступником. Школа, понимая это, стремится не сообщать в полицию, а решить проблемы на месте. (А, кроме того, школа не хочет портить себе хорошие показатели). Но и в самой школе кроме профилактической беседы на педсовете (или совете по профилактике) практически не применяется других способов.
Но есть другой путь.
В Школьных службах примирения конфликтные и мелкие криминальные ситуации разрешают «за столом переговоров» с помощью нейтрального посредника (ученика или в сложных случаях - учителя). Право разрешить свой конфликт и ответственность за его решение передается самим участникам конфликта! В результате стороны избавляются от шлейфа негативных и агрессивных чувств и сами находят способ выхода из конфликта.
Школьная служба примирения (ШСП) – это команда взрослых и подростков, которая стремится:
• разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом (через проведение восстановительных программ — медиация, круг сообщества);
• дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга, исходя из личностных, а не ролевых отношений;
• снизить уровень агрессивности в школьном сообществе;
• способствовать развитию коммуникативных навыков подростков.
Служба примирения базируется на трех положениях:
1. Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
2. В качестве ведущих примирительной встречи (нейтрального посредника) работают подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками.
3. Навыки, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят любые искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их жизни. Поэтому чем больше из них освоят деятельность ведущего, — тем лучше.
В целях развития института школьных служб примирения, при поддержке Департамента образования и молодежной политики, а также Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с 3 по 10 апреля 2015 года на базе Пойковской СОШ №4 прошли курсы повышения квалификации для кураторов служб медиации. Сотрудники БУ «Сургутский государственный университет» провели обучение 15 человек - представителей всех школ района, по дополнительной профессиональной программе - «Разрешение школьный конфликтов, ресоциализация несовершеннолетних, совершивших противоправные действия и подготовка специалистов по проведению примирительных процедур». Ведется систематическая работа по дальнейшему качественному развитию служб медиации.
Список руководителей школьных служб примирения в образовательных учреждениях Нефтеюганского района на 2020-2021 учебный год
№ п/п |
ОУ |
Ф.И.О. должность, |
Контактные телефоны |
1 |
МОБУ «СОШ №1» пгт Пойковский |
Одинцов Семён Александрович, педагог-психолог |
211-110 89829266341 |
2 |
НРМОБУ «ПСОШ №2» |
Прыткова Ирина Анфировна, педагог-психолог |
218051 8-9825112104 |
3 |
МОБУ «СОШ №4» пгт Пойковский |
Лошкарёва Татьяна Алексеевна, педагог-психолог |
218387, 218935 8-9825504114 |
4 |
НРМОБУ «Салымская СОШ№1» |
Бояршинова Лидия Фёдоровна, педагог-психолог |
290541 8-9825144779 |
5 |
НРМОБУ «Салымская СОШ№2» |
Засыпкин Олег Анатольевич, педагог психолог |
290712 8-9226571168 |
6 |
НРМОБУ «Сингапайская СОШ» |
Фоменко Лилия Викторовна, социальный педагог |
293094 8-9825639905 |
7 |
НРМОБУ «Сентябрьская СОШ» |
Карачева Юлия Игоревна, педагог-психолог |
299267 8-9227750174 |
8 |
НРМОБУ «Каркатеевская СОШ» |
Евдокимова Инна Валерьевна, педагог – психолог |
292-854 89825637519 |
9 |
НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» |
Скворцова Наталья Сергеевна, педагог-психолог |
292115 8-9822230542 |
10 |
НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ» |
Альсова Ирина Юрьевна, педагог-психолог |
291749 89224228011 |
11 |
НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ» |
Шестопалова Ирина Владимировна, педагог-психолог |
315020 89224332893 |
12 |
НРМОБУ «Лемпинская СОШ» |
Черенкова Ольга Демьяновна, социальный педагог |
259615 8-9227676452 |
13 |
НРМОБУ «Чеускинская СОШ» |
Артюшенко Татьяна Александровна, социальный педагог |
291423 8-9044844310 |
14 |
Куратор школьных служб примирения |
Каюмова Лилия Сафаровна |
212208 |